Данный раздел предназначен главным образом для того чтобы ознакомиться с тем как устроен гобелен на примере изготовления обложки для фотоальбома. Конечно, всё нижеописанное выполняется вручную, но тем не менее предоставляет понятие о том с какими трудностями сталкивались в старину мастера. И с другой стороны, возможно кто-нибудь, прочитав это, обнаружит у себя новые таланты. | ||
Обложка для фотоальбома |
||
|
Это только кажется, что секреты изготовления гобелена уходят в прошлое - талантливые мастера способны представить привычные вещи в неожиданном ракурсе. Используя старинную технику и современные материалы, можно сделать оригинальную обложку для фотоальбома. Материалы: Деревянный брус 20x30 мм, 3 м Инструменты: Молоток, электролобзик или пила, деревянная линейка |
|
|
1. Сделайте раму, на которой будете закреплять нити основы. Распилите брус на куски - 2х60 см и 2х80 см. На концах выберите древесину, чтобы соединить их "в лапу". Соберите раму. Распилите оргалит на квадраты 10 х 10 см, сделайте из них 4 треугольника и укрепите ими углы рамы. У вас должна получиться рама 60 х 80 см, шириной 3 см и высотой 2 см. Расчертите лицевую сторону рамы на три равные части. По прочерченным линиям забейте в шахматном порядке небольшие гвозди на расстоянии 1,5 см один от другого. |
|
|
2. Из плотной бумаги сделайте выкройку для обложки фотоальбома. Обмерьте высоту и ширину альбома. Учтите ширину корешка и запас на внутреннюю часть обложки. Начертив прямоугольник нужного размера, разметьте на нем границы частей обложки. На лицевой части выполните произвольный рисунок. Развернув выкройку вдоль рамы, наберите на гвозди с небольшим запасом. |
|
|
3. Вставьте между нитями основы вдоль края рамы полосу картона. Наберите фиксирующую косичку, привязав к крайней нити основы такую же нить. Набирайте петли пальцами так же, как вы бы делали это крючком. | |
|
4. Закрепите на крайней нити белую и зеленую нить для вязания. Чередуя нити основы, сделайте необходимое по рисунку число рядов - внутреннюю часть обложки. Затем возьмите другой материал и продолжайте работу согласно задуманному рисунку. Сделайте заднюю часть обложки, корешок. Используйте в качестве утка нить или рафию - как в чистом виде, так и складывая их вместе. Прибивайте нити плетения. |
|
|
5. Пользуйтесь в работе ремизкой - в данном случае ее функцию выполняет деревянная линейка. Проводя уток в одну сторону, приподнимайте пальцами нити основы по 4-5 через одну, открывая один зев. Проводя уток в другую сторону, поверните ремизку на ребро, тем самым открывая другой зев. |
|
|
6. Обращайте внимание на "углы" - места поворота утка. Если "углы" начинают "провисать", их нужно наращивать. Для этого проведите уток на 3-4 нити в одну, затем в другую сторону и продолжайте ткать дальше. |
|
|
7. Так как в работе используются различные по свойствам материалы, полотно дает неодинаковую в разных местах утяжку. Используя ту же нить, что для основы, сделайте растяжки. Проденьте нить сквозь полотно с помощью толстой иглы с широким ушком и, сильно натянув, привяжите ее к раме. Закрепите нить прочным узлом. Растяжки должны располагаться парами, одна напротив другой. Часть полотна, выполненную из рафии, можно предварительно смочить влажной губкой, но не сильно. |
|
8. Если нить утка закончилась, заверните ее вокруг нити основы, направив конец в сторону полотна. Конец новой нити закрепите так же, точно соблюдая очередность нитей основы, чтобы рисунок плетения не нарушался и сохранялся порядок открытия зевов. Точно так же закрепляйте нити, переходя от одного цвета к другому или от материала к материалу. |
||
|
9. Дойдя до лицевой части обложки, подшейте или приколите булавками выкройку обложки с рисунком. Закрепляя новую нитку утка, как описано выше, тките каждый элемент, согласно рисунку сокращая количество переплетенных основных нитей в ряду. Закончив один элемент, переходите к другому, закрепляя новую нить утка. |
|
|
10. Закончите полотно фиксирующей косичкой. Срежьте нити основы, закрепите их. Сложите обложку, загнув ее внутренние части, сшейте их по краю с основной частью. При необходимости можно укрепить сотканное полотно флизелином или дублерином, подклеив его с изнанки. |
|
Словарь: Таписсерия - искусство изготовления стенного ковра, оно шире понятия "гобелен" и включает в себя изделия (как плоскостные, так и пространственные), выполненные различными техниками ткачества, узлами, трикотажными переплетениями, аппликацией, (В.Д. Уваров, "Гармонизация цвета при художественном проектировании костюма и таписсерии", Москва, 2000). Наряду с гладким ткачеством в таписсерии используются основные приемы ворсовой техники, издревле применявшейся в ручном ковроделии. Традиционные плетения разнообразятся сейчас различными авторскими вариациями. Различаются ворсовые и махровые техники. В первой мы имеем дело с коротким, густым, плотным ворсом. Во второй - с более длинным и редким, от 15 до 40 мм и более. Он ложится на тканую поверхность, придает ей большую воздушность, мягкость и пушистость. Уток - нить, проходящая сквозь основу. Обычно это цветная узорообразующая нить. В современной таписсерии утком может быть практически любой материал: шерсть, шелк, хлопок, сизаль, капрон, веревка, полоски ткани, поролон, проволока, полосы бумаги. Ремизка - специальная планка, которая разделяет основу на два ряда чередующихся нитей, образуя зев. Рафия - высушенные листья пальм, растущих на юге Африки. Она бывает натурального цвета или окрашенная в разные тона. Используется как декоративное украшение (заменяет или дополняет ленты и банты), а также как технический материал (например, для связки букетов). Рафия не размокает в воде. Обработанная специальным составом, она эластична и более прочна, чем лыко, на которое, кстати, очень похожа. |
||
|
Кстати: Широко применяемый в персидском ковроткачестве махровый узел "сенне" вяжется за одну нить основы. После каждого ряда узлов прокладываются одна или две уточные нити. Красивые "испанские узлы" в таписсерии, наряду с гладким ткачеством, дают возможность разнообразить фактуру. В коптских махровых узлах петли вытягиваются на любую длину и закрепляются последующей прямой прокидкой. Махровые петли "ря-раг" заимствованны из шведского народного ткачества. |
|
Выполнено по материалам журнала "Ручная работа" № 8 (12) за апрель 2006 г. |