Страница входа Как нас найти и реквизиты Из истории гобеленов Вы уже здесь Применение гобеленов в мебели Образцы ткани Форма для заказов


Данный раздел предназначен главным образом для того чтобы ознакомиться с тем как устроен гобелен на примере изготовления обложки для фотоальбома. Конечно, всё нижеописанное выполняется вручную, но тем не менее предоставляет понятие о том с какими трудностями сталкивались в старину мастера. И с другой стороны, возможно кто-нибудь, прочитав это, обнаружит у себя новые таланты.



Обложка для фотоальбома




Это только кажется, что секреты изготовления гобелена уходят в прошлое - талантливые мастера способны представить привычные вещи в неожиданном ракурсе. Используя старинную технику и современные материалы, можно сделать оригинальную обложку для фотоальбома.

Материалы:

Деревянный брус 20x30 мм, 3 м
Лист оргалита, 10 х 20 см
Льняные или хлопковые нити для основы
Небольшие гвозди
Плотная бумага для выкройки, картон, 4 х50 см
Рафия трех цветов
Зеленые и белые тонкие нитки для вязания
Желтые нитки - "Травка" для вязания

Инструменты:

Молоток, электролобзик или пила, деревянная линейка





1. Сделайте раму, на которой будете закреплять нити основы. Распилите брус на куски - 2х60 см и 2х80 см. На концах выберите древесину, чтобы соединить их "в лапу". Соберите раму. Распилите оргалит на квадраты 10 х 10 см, сделайте из них 4 треугольника и укрепите ими углы рамы. У вас должна получиться рама 60 х 80 см, шириной 3 см и высотой 2 см. Расчертите лицевую сторону рамы на три равные части. По прочерченным линиям забейте в шахматном порядке небольшие гвозди на расстоянии 1,5 см один от другого.











2. Из плотной бумаги сделайте выкройку для обложки фотоальбома. Обмерьте высоту и ширину альбома. Учтите ширину корешка и запас на внутреннюю часть обложки. Начертив прямоугольник нужного размера, разметьте на нем границы частей обложки. На лицевой части выполните произвольный рисунок. Развернув выкройку вдоль рамы, наберите на гвозди с небольшим запасом.











3. Вставьте между нитями основы вдоль края рамы полосу картона. Наберите фиксирующую косичку, привязав к крайней нити основы такую же нить. Набирайте петли пальцами так же, как вы бы делали это крючком.











4. Закрепите на крайней нити белую и зеленую нить для вязания. Чередуя нити основы, сделайте необходимое по рисунку число рядов - внутреннюю часть обложки. Затем возьмите другой материал и продолжайте работу согласно задуманному рисунку. Сделайте заднюю часть обложки, корешок. Используйте в качестве утка нить или рафию - как в чистом виде, так и складывая их вместе. Прибивайте нити плетения.



5. Пользуйтесь в работе ремизкой - в данном случае ее функцию выполняет деревянная линейка. Проводя уток в одну сторону, приподнимайте пальцами нити основы по 4-5 через одну, открывая один зев. Проводя уток в другую сторону, поверните ремизку на ребро, тем самым открывая другой зев.



6. Обращайте внимание на "углы" - места поворота утка. Если "углы" начинают "провисать", их нужно наращивать. Для этого проведите уток на 3-4 нити в одну, затем в другую сторону и продолжайте ткать дальше.



7. Так как в работе используются различные по свойствам материалы, полотно дает неодинаковую в разных местах утяжку. Используя ту же нить, что для основы, сделайте растяжки. Проденьте нить сквозь полотно с помощью толстой иглы с широким ушком и, сильно натянув, привяжите ее к раме. Закрепите нить прочным узлом. Растяжки должны располагаться парами, одна напротив другой. Часть полотна, выполненную из рафии, можно предварительно смочить влажной губкой, но не сильно.




8. Если нить утка закончилась, заверните ее вокруг нити основы, направив конец в сторону полотна. Конец новой нити закрепите так же, точно соблюдая очередность нитей основы, чтобы рисунок плетения не нарушался и сохранялся порядок открытия зевов. Точно так же закрепляйте нити, переходя от одного цвета к другому или от материала к материалу.



9. Дойдя до лицевой части обложки, подшейте или приколите булавками выкройку обложки с рисунком. Закрепляя новую нитку утка, как описано выше, тките каждый элемент, согласно рисунку сокращая количество переплетенных основных нитей в ряду. Закончив один элемент, переходите к другому, закрепляя новую нить утка.



10. Закончите полотно фиксирующей косичкой. Срежьте нити основы, закрепите их. Сложите обложку, загнув ее внутренние части, сшейте их по краю с основной частью. При необходимости можно укрепить сотканное полотно флизелином или дублерином, подклеив его с изнанки.

Словарь:
Таписсерия - искусство изготовления стенного ковра, оно шире понятия "гобелен" и включает в себя изделия (как плоскостные, так и пространственные), выполненные различными техниками ткачества, узлами, трикотажными переплетениями, аппликацией, (В.Д. Уваров, "Гармонизация цвета при художественном проектировании костюма и таписсерии", Москва, 2000). Наряду с гладким ткачеством в таписсерии используются основные приемы ворсовой техники, издревле применявшейся в ручном ковроделии. Традиционные плетения разнообразятся сейчас различными авторскими вариациями. Различаются ворсовые и махровые техники. В первой мы имеем дело с коротким, густым, плотным ворсом. Во второй - с более длинным и редким, от 15 до 40 мм и более. Он ложится на тканую поверхность, придает ей большую воздушность, мягкость и пушистость.
Уток - нить, проходящая сквозь основу. Обычно это цветная узорообразующая нить. В современной таписсерии утком может быть практически любой материал: шерсть, шелк, хлопок, сизаль, капрон, веревка, полоски ткани, поролон, проволока, полосы бумаги.
Ремизка - специальная планка, которая разделяет основу на два ряда чередующихся нитей, образуя зев.
Рафия - высушенные листья пальм, растущих на юге Африки. Она бывает натурального цвета или окрашенная в разные тона. Используется как декоративное украшение (заменяет или дополняет ленты и банты), а также как технический материал (например, для связки букетов). Рафия не размокает в воде. Обработанная специальным составом, она эластична и более прочна, чем лыко, на которое, кстати, очень похожа.




Кстати:
Широко применяемый в персидском ковроткачестве махровый узел "сенне" вяжется за одну нить основы. После каждого ряда узлов прокладываются одна или две уточные нити. Красивые "испанские узлы" в таписсерии, наряду с гладким ткачеством, дают возможность разнообразить фактуру. В коптских махровых узлах петли вытягиваются на любую длину и закрепляются последующей прямой прокидкой. Махровые петли "ря-раг" заимствованны из шведского народного ткачества.


Выполнено по материалам журнала "Ручная работа" № 8 (12) за апрель 2006 г.
стр. №8-10

Hosted by uCoz